Varamahira

История о Вараха Михире

История из лекции Бхакти Вигьяны Госвами

Ниже приводится текст из другой лекции Бхакти Вигьяны Госвами, где пересказывается та же история о Вараха Михире (диск «Парикрама по Гималаям», 17 лекция, 15.08.2011 г.).

Я расскажу историю про величайшего астролога Индии. Его звали Вараха Михира и он был одним из девяти жемчужин или драгоценных камней при дворе царя Викрамадитьи. Царь Викрамадитья жил где-то в I веке до н. э., то есть около 2100 лет тому назад. Это был, пожалуй, последний величайший император так, что в Индии до сих пор есть эра, которая ведет свой отсчет от времени царя Викрамадитьи, подобно тому как в христианстве есть эра, начинающаяся с Рождества Христова. Она называется эра Викрама. Он собрал у себя величайшего поэта, величайшего знатока политической науки, величайшего йога и в том числе величайшего астролога… Считается, что если человек просто знает «Брихат-джатаку» – это один из основных трудов Вараха Михиры, его сын написал комментарий к этому труду – то он знает астрологию. На севере учат «Брихат-парашара-хора-шастру», но на юге южные астрологи учат «Брихат-джатаку». Помимо нее он написал «Брихат-самхиту», это уникальный труд по Ведической культуре, по мунданной астрологии, то есть по астрологии всего мира. Там гигантское количество каких-то предметов, с которыми он имеет дело.

Я расскажу историю, в которой он получил свой титул, потому что Вараха — не его имя, это его титул, который дал ему царь Викрамадитья. У царя была царская эмблема, он носил диадему и на ней был изображен вепрь. Вепрь на санскрите вараха. Это был символ его царского величия. В один момент он снял с себя эту диадему, корону, и надел ее на голову своего астролога и сказал, что: «Отныне ты будешь известен как Вараха Михира – тот, кому я дал титул Варахи».

Вараха Михира родился в Уджджайне, в древнем святом городе в Центральной Индии, в Мадхйа-прадеше. Отец его был брахманом, его звали Адитья. Благодаря своей садхане, своей духовной практики … Он поклонялся Сурья-Нараяне, то есть Богу в образе солнца. В результате знание, которое он получил, открылось ему изнутри. Некоторые люди думают, что Ведические науки можно теоретически узнать, можно прочитать книги, изучить несколько книг по астрологии и стать астрологом. Астрология на санскрите называется джйотиш. Все логические законы или принципы, которые описаны в книгах, нужны только для того, чтобы в конце концов у человека развилось видение. Но видение развивается не просто с помощью знания этих законов или каких-то правил, которые описаны в книгах по астрологии, но прежде всего в результате садханы, в результате того, что человек совершает молитвы, поклоняется своему духовному учителю, человек совершает аскезу, повторяет имя Бога на четках и многого многого другого. Тогда все знания, которые он получает из книг, чисто логические, в конце концов складываются в некую целостную картину и знание раскрывается у него изнутри. Он смотрит на карту, видит судьбу человека и он может видеть гораздо больше, чем то, что записано в очень скупых правилах астрологических книг.

На самом деле я видел книгу-комментарий к этой «Брихад-джатаке» на хинди. Один знаменитый современный астролог написал комментарий – относительно современный, он уже умер, но где-то в 60-ых годах прошлого века он жил – каждый стих толкуется где-то на девяти-десяти страницах с подробным комментарием с объяснением внутреннего, сокровенного смысла «Брихад-джатаки». Потому что это стихи, в стихах много игры слов, всего остального. Так или иначе, это чисто для того, чтобы вы поняли о ком идет речь и до какого совершенства человек может довести знание любой из Ведических дисциплин, если он сопровождает ее изучение с суровой или интенсивной духовной практикой.

Обычно астрологи также читают Гаятри-мантру. Астролог, к которому я ходил в Джайпуре, который читает Бригу, он, прежде чем давать предсказания, шесть или семь часов повторяет Гаятри-мантру. Потому что Гаятри-мантра – это в том числе мантра, которая раскрывает внутренний свет или знание.

В какой-то момент сам Сурья Нараяна пришел к нему, раскрыл это знание и он был абсолютно уверен в своих предсказаниях. Соответственно, царь Викрамадитья тоже очень ценил его, он считал его своим другом, советовался с ним по всем важным вопросам и в какой-то момент он попросил его посмотреть гороскоп его сына, царевича. Когда Вараха Михира посмотрел в гороскоп и погрузился в медитацию на этот гороскоп, на то, что он увидел, он понял, что в гороскопе есть некий изъян, который невозможно нейтрализовать. Никакими человеческими способами этот изъян нейтрализовать невозможно и царевич должен будет умереть через какое-то время после того, как ему исполнится 18 лет.

Астролог пришел с этим печальным известием к царю и сказал: «Твой сын умрет, когда ему исполнится 18 лет, в такой-то день, около 5ч. пополудни. Умрет он от того, что его забодает дикий кабан, кабан распорет его желудок и это невозможно устранить, потому что такова его карма. Никто не в состоянии этого сделать».

Царь услышал это, царевичу в то время было лет 16, то есть эта дата была не за горами, и царь посоветовался со своим министром. Министр сказал: «Мы должны построить высокое здание и отвести покои царевича на верхнем этаже, окружить здание рвом так, чтобы никто не мог туда прорваться и постоянно охранять его. Кто его знает, может быть он ошибся, в любом случае нужно сделать это уже сейчас, если так».

Они построили семиэтажное здание 25-метровой высоты, окружили его рвом, окружили его солдатами и стали ждать назначенного часа. Царь сказал: «Все, теперь никакой возможности для того, чтобы вепрь, этот дикий кабан, ворвался туда, нет. Когда царевичу исполнилось 17 лет и время приближалось, весь город уже знал об этом предсказании, все с замиранием сердца ждали что случится. Враги Варахи Михиры торжествовали, друзья его усомнились. Царь его вызвал и сказал: «Может быть ты передумал? Царевич может умереть в этот день, все может случиться, но он ни за что никогда не может умереть от того, что кабан ворвется туда! В это здание даже крыса не сможет прошмыгнуть. Это здание так хорошо охраняется!». В назначенный день он сказал, что каждые пол-часа военачальник, который управляет стражей, должен приходить и давать личные доклады что случилось, что происходит.

Все тихо, время шло… И царь сказал, что «еще не поздно, если ты откажешься сейчас, то я пойму – ну, все бывает. Посмотри еще раз на его гороскоп, может быть ты увидишь там что-то другое». Так иногда бывает – астрологи иногда, под давлением неотвратимых обстоятельств начинают видеть что-то другое в гороскопах. Но Вараха Михира был абсолютно спокоен и сказал, что «все, что угодно может произойти в этом мире, но мое предсказание не может быть неверным. Все то, что я сказал, исполнится и исполнится именно так, как я сказал. Я не знаю как это исполнится, но оно исполнится. В то время, в которое я сказал, он умрет, потому что ничто не может отвратить это. Единственная моя беда и боль в том, что я не нахожусь на уровне великих мудрецов прошлого, таких как Васиштха. Потому что если бы Васиштха был у тебя при дворе, одним из твоих министров, он бы отменил эту карму. В его силах эту карму поменять, не в моих силах. В моих силах только увидеть ее и сказать тебе о ней».

Тогда царь торжественно объявил всем: «Если это случится, то я сниму с себя корону, надену ее на него и с этого момента он будет носить титул Варахи, титул моего царского величия. Но если этого не случится, то тогда…» В этот момент Вараха Михира встал и сказал: «Если этого не случится, я сам уйду из твоего города. Я обещаю тебе, что я больше никогда не буду практиковать астрологию, я не сделаю ни одного предсказания, я уйду в лес и до конца своих дней в безвестности буду жить там в лесу и совершать аскезу, чтобы этот грех ложного предсказания искупить. Но в любом случае это случится – хочешь ты этого или не хочешь».

Каждые полчаса приходили и говорили: «Все спокойно». Придворные сидели, все ждали, многие уже торжествовали, что Вараха Михира окажется неправ. В конце концов настало 2 часа, 3 часа, 4 часа. Пришел человек и сказал: «Все спокойно – царевич играет вместе со своими друзьями на седьмом этаже здания, ничего не происходит ровным счетом». Наступило 5 часов пополудни, царь посмотрел на него опять, пришел и сказал: «Все спокойно, никакого беспокойства нет, ничего не произошло, все абсолютно мирно, ничего не предвещает недоброго».

Царь посмотрел на Вараха Михиру в последний раз и спросил: «Может быть, ты все-таки передумаешь?» Вараха Михира сказал: «Я не передумаю». Наступило 6 часов, пришел человек и сказал: «Там все спокойно, ничего не произошло». Царь посмотрел на него и сказал: «Ну что ты скажешь теперь?» Он сказал: «Я скажу теперь, что твой сын лежит мертвый в луже крови, распоротый вепрем». У всех прошел мороз по коже, у царя прежде всего и он сказал: «Пойдем, посмотрим». Они отправились в это здание, они проверили стражников, которые стояли вокруг него, все было абсолютно четко, действительно, даже крыса не могла бы прошмыгнуть. Они зашли, поднялись и увидели залу, там были друзья царевича, они играли в шахматы, играли в какие-то другие вещи. Царевича они не увидели и спросили: «Где царевич?» Они сказали: «Только-что недавно тут был, но ему стало чуть-чуть плохо, душно и он вышел на террасу подышать свежим воздухом». Вараха Михира сказал: «Сейчас мы придем на террасу и увидим его там в луже крови».

Они вышли на террасу и их глазам открылось страшное зрелище – они увидели юношу, который лежал на кровати в луже крови. Что случилось? Когда он играл, в тот момент, когда было предсказано, ему стало плохо, он почувствовал какое-то жжение в груди, духоту. И часто это с ним бывало – иногда он выходил, чтобы подышать свежим воздухом и никто не обратил внимания на это и на то, что его нет. Он вышел, постоял на террасе, лег на кровать, которая была на террасе, с мягким матрасом. На этой террасе висел царский флаг. На флаге висел символ царя – бронзовый вепрь с острыми клыками. В тот момент, когда юноша лег и задремал, порыв ветра сорвал флаг, флаг упал, а вепрь на древке этого флага распорол ему грудь. Это было на террасе и никто ничего не услышал, не услышал падение этого флага. Царь был огорчен, но в то же самое время его вера в Вараху Михиру усилилась еще больше…

Ganesha